Главная / Страны СССР / Лебедь назвал это теорией «борьбы двух культур»

 

И если гегемония нужна была партии для того, чтобы вывести пролетариат за рамки его профсоюзного сознания и привести его к революции, то партия также могла вывести национальные движения за рамки буржуазного примордиального национализма и привести их к советскому интернациональному национализму. Эта политика резко отличалась от той, которая стояла на повестке дня в 1913 г.: тогда Ленин утверждал, что партия должна осудить все виды национальной дискриминации, но при этом говорил, что «дальше этого идти в поддержке национализма пролетариат не может, ибо дальше начинается "позитивная" конструктивная деятельность буржуазии, стремящейся к укреплению национализма». В том же духе рассуждал и Зиновьев: выступая в 1920 г. перед украинской аудиторией, он заявил, что «языки должны развиваться свободно, а в конце, по прошествии многих лет, одержит победу тот язык, который имеет более глубокие корни, более насыщенную историю и более значительную культуру».

А секретарь ЦК КП(б)У Д. 3. Лебедь назвал это теорией «борьбы двух культур», и в этой борьбе, «при наличии партийной политики нейтралитета, победа русского языка будет обеспечена благодаря его исторической роли в эпоху капитализма».