Главная / Страны СССР / Как объяснил сотрудник ВЦИК

 

Для многих специалистов по национальной политике в центре было совершенно непонятно, почему политика предоставления брони потерпела крах. Они ожидали всяких пакостей со стороны бездушных общесоюзных комиссариатов, которые симпатизировали восточным республикам до тех пор, пока те жаловались, что центр не выделяет им финансирования, необходимого для проведения коренизации, а теперь они обнаружили, что после разработки амбициозной программы подготовки почти неограниченного количества технических кадров в финансируемых центром вузах те же самые восточные республики упорно не посылают им достаточного количества абитуриентов, которые могли бы заполнить зарезервированные места. Казалось, что в этом отражается недостаток рвения в проведении коренизации.

Однако, как объяснил сотрудник ВЦИК 3. Островский, один из самых проницательных специалистов по национальному вопросу, причиной неудачи было именно это необузданное желание провести коренизацию как можно быстрее: «Нам следовало бы уяснить, что владеющему русским языком коренному жителю восточных республик, хорошо подготовленному для поступления в вуз, не позволят ехать учиться. Такие товарищи сидят на руководящих должностях, и их не посылают учиться».

Такое же объяснение — с точки зрения студента — дал и Голощекин: «Зачем мне учиться, получая жалкую стипендию, если потребность в минимально грамотных казахах столь велика, что можно получить руководящую должность и хорошее жалованье».

Когда республики создали подготовительные курсы для поступления в вузы (курсы, на которых в основном учили русскому), эти курсы стали готовить к быстрому поступлению на работу в госаппарат.

Именно желание достичь как можно более высокого уровня коренизации за короткий срок и вынуждало республики пренебрегать возможностью добиваться более основательной и долговременной коренизации собственных кадров технических специалистов.