Главная / Страны СССР / Идеологии девелопментализма

 

Исключительное внимание к начальной школе привело и к тому, что средней школе (с 5го по 9й классы) внимания уделялось относительно мало: в 1934 г. средние школы во многих восточных регионах существовали чисто номинально. Одновременно особое внимание уделялось и вузам: были возобновлены усилия по привлечению туда студентов восточных национальностей.

На 1930/31 уч. год была выделена новая бронь, отличавшаяся от прежней тем, что она предназначалась непосредственно культурно отсталым национальностям. Это являлось составной частью происходившего во времена культурной революции общего сдвига в сторону идеологии девелопментализма, способствовавшей скорее преодолению культурной отсталости, чем национальному строительству, которое происходило в таких более сильных западных республиках, как Украина. В первый учебный год почти ничего не удалось сделать, зато в 1931/32 уч. году была выделена внушительная бронь на 7958 мест, распространявшаяся на центральные вузы, техникумы и рабфаки, перечень которых приводится в таблице 20.

В педагогических училищах было зарезервировано лишь 18,7 % мест, тогда как в технических вузах — 37,6 % (24,3 % — в престижных вузах, находившихся в ведении ВСНХ).

В 1931/32 уч. году Наркомпрос зафиксировал 50процентный уровень заполнения брони, что стало большим разочарованием, хотя эта цифра все-таки свидетельствовала о существенном росте представительства восточных национальностей в высшем образовании.