Главная / Страны СССР / Центральный комитет потребовал

 

Следовательно, пока создавалась новая пролетарская техническая интеллигенция, представителей восточных национальностей концентрированно направляли в педагогические училища. Кроме того, это было время, когда быстро росло количество вузов и техникумов. Центральный комитет потребовал, чтобы первостепенное значение в национальных регионах уделялось созданию педагогических училищ.

Таким образом, структура образования в восточных национальных регионах приобрела крен в сторону педагогики. Все это способствовало усилению давней тенденции, в соответствии с которой интеллигенция в восточных национальных регионах разделялась на русскую техническую и национальную гуманитарную. Стремление спешно создать всеобщее начальное школьное образование на родных языках имело также несколько других последствий.

Поскольку у достаточно образованных коренных жителей восточных регионов имелось немало и других более привлекательных вариантов трудоустройства, помимо учительства, то люди, поступавшие в педагогические училища, являлись, по словам одного чиновника Наркомпроса, «неподходящим человеческим материалом».

Многие из них не знали русского и едва умели читать и писать на родном языке. И в результате образование, полученное ими на русском языке, было убогим, что становилось дополнительным препятствием для них при поступлении в центральные технические вузы.

Кроме того, стремление записать всех без исключения восьмилетних детей в первый класс, зачастую преобладало над желанием удержать их в школе. В 1933 г. в Средней Азии первый класс посещали 64 % детей коренных национальностей, второй класс — 26, третий — 7, а четвертый класс — лишь 2 %.