Главная / Национальная безопасность / На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы

 

Во-первых, нельзя утверждать, что с 1933 г. началась русификация Украины. Были проведены незначительные реформы в области образования, театра и прессы, которые должны были привести эти сферы в соответствие с реальным положением, так как в крупных городах Украины существовала двуязычная социальная среда со значительным русскоязычным присутствием. Во-вторых, особое внимание было уделено Донбассу.

Если до этого целых 10 лет украинское руководство пыталось распространить украинское культурное влияние на сопредельные районы РСФСР — Центрально-Черноземную область и СевероКавказский край, то теперь возобладала обратная тенденция.

Попытки украинизации этих регионов были прекращены, и русскоязычное присутствие на Донбассе усилилось. А это, безусловно, означало укрепление связей Украины с РСФСР путем усиления русского элемента в пограничных районах Украины.

В-третьих, реформы образования проводились под лозунгом «национального самоопределения самого населения, то есть исходя из его субъективных желаний»67. И это говорило о коренном изменении советской национальной политики.

До 1933 г. население не имело права выбирать язык, на котором учились дети, а ассимиляции национальных меньшинств власти всеми силами препятствовали.

После 1933 г. национальным меньшинствам постепенно предоставили право на ассимиляцию.