Главная / Национальная безопасность / Коллективизация и сопутствовавшее ей эмиграционное движение

 

Если национальные территории в пограничных районах были символом Пьемонтского принципа, то красноармейские колхозы стали символом советской ксенофобии. Коллективизация и сопутствовавшее ей эмиграционное движение привели к тому, что предметом советской ксенофобии оказались диа спорные национальности Советского Союза — немцы, поляки, корейцы, бегство которых было истолковано как предательство Советского Союза.

Их действия, что естественно, подорвали веру в Пьемонтский принцип и усилили советскую ксенофобию. Однако для внутренней советской национальной политики диаспорные национальности не имели большого значения. А с точки зрения внешнеполитических советских планов они значили еще меньше — по сравнению с такими крупными пограничными республиками, как Украина и Белоруссия, трансграничные этнические связи которых имели ключевое значение для стоявшей перед советским правительством цели подорвать польскую власть на территориях Польши, заселенных украинским и белорусским большинством.

Однако более существенным и решающим было совокупное влияние «дела Шумского», прихода к власти в Польше Пилсудского, военной угрозы 1927 г. и националуклонизма КПЗУ.